Нюрнбергский процесс здание прокуратуры Тамбовской области
392000 г.Тамбов. ул.Лермонтовская,1

Результаты работы органов прокуратуры области по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов в 2013 году

Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов свидетельствуют об актуальности данного направления прокурорского надзора.

В 2013 год сотрудники органов прокуратуры области изучили 11 512 нормативных правовых актов и 10856 их проектов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов. В 2012 году их было изучено – 9922/9713.

По результатам антикоррупционной экспертизы выявлено 4 нормативных правовых акта органов государственной власти и 12 их проектов, которые содержали 4/14 коррупциогенных факторов.

На муниципальном уровне горрайпрокурорами выявлено 806 нормативных правовых актов и 334 их проектов, содержащих соответственно 827 и 345 коррупциогенных факторов.

Всего за 2013 год прокуратурой области выявлено 810 нормативных правовых актов органов государственной власти области, органов местного самоуправления и 334 их проекта, в которых содержалось соответственно 831 и 359 коррупциогенных факторов.

В аналогичном периоде 2012 года органами прокуратуры было установлено 886 нормативных правовых актов и 413 проектов, содержащих 961/513 коррупциогенных факторов.

Среди выявленных в текущем году нормативных правовых актов 615 затрагивали права, свободы и обязанности граждан, 69 регулировали правоотношения в бюджетной сфере; 16 - государственной и муниципальной службе; 53 – в вопросах землепользования; 36- градостроительного законодательства; по 9 – налогового законодательства и законодательства о государственной и муниципальной собственности; 1 - природопользования; 2 - социальных гарантий лиц, замещающих государственные или муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы.

По итогам проверок за 12 месяцев 2013 года органами прокуратуры области принесено 712 протестов (2012 год – 794), направлено по нормативным правовым актам 7 информаций (2012 год - 2) и по их проектам 330 информаций (2012 год – 410), внесено 77 требований об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора (2012 год – 61), направлено 0 заявления в суд (2012 года – 2), внесено 6 представлений (2012 год – 28).

Акты прокурорского реагирования по результатам их рассмотрения удовлетворены, выявленные нарушения устранены, коррупционные факторы из нормативных правовых актов исключены.

В основном коррупциогенность нормативных правовых актов (их проектов) выражалась в широте дискреционных полномочий, принятии нормативного правового акта за пределами компетенции, в наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выборочном изменении объема прав и других.

Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявляется органами прокуратуры в нормативных правовых актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. В 615 таких нормативных правовых актах установлено 629 коррупциогенных факторов.

Так, прокурором Староюрьевского района принесен протест на постановление администрации Новоюрьевского сельсовета «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля», которым было предоставлено право должностным лицам муниципального жилищного контроля составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований жилищного законодательства, и рассматривать подобные возбужденные административные дела.

Однако, ни КоАП РФ, ни Закон Тамбовской области от 29.10.2003 № 155-З «Об административных правонарушениях в Тамбовской области» не предусматривает таких полномочий для органов местного самоуправления, в связи с чем принятие администрацией Новоюрьевского сельсовета указанного постановления содержало коррупциогенный фактор «принятие нормативного правового акта за пределами компетенции».

Акт прокурорского реагирования рассмотрен и удовлетворен.

Прокурором Знаменского района опротестован утвержденный постановлением администрации Никольского сельсовета Административный регламент предоставления муниципальной услуги «принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в жилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение».

В нарушение требований ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» указанный Административный регламент не разграничивал необходимые для получения муниципальной услуги документы на те, которые заявитель обязан представить и те, которые запрашиваются муниципальными органами самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Такое положение содержит коррупциогенный фактор «наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых при реализации принадлежащего ему права», поскольку устанавливает для граждан и организаций неопределенные и обременительные требования.

По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования в постановление администрации Никольского сельсовета внесены изменения, исключающие положения, предусматривавшие для правоприменителя широкие пределы усмотрения.

В 69 нормативных правовых актах, регулирующих вопросы бюджетного законодательства, органами прокуратуры области выявлен 71 коррупциогенный фактор.

К примеру, в утвержденном постановлением администрации области от 25.11.2013 № 1360 Порядке определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в рамках реализации долгосрочной Целевой программы «Культура Тамбовской области 2012-2016 годы» выявлены нормы, содержащие коррупциогенный фактор.

Данный правовой акт определяет условия предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, для финансового обеспечения их затрат, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом, благоустройством мест и зданий, имеющих историческое, культовое, культурное значение.

Согласно п. 16 Порядка принятие решения о предоставлении субсидии и ее объеме осуществляется созданной Управлением культуры и архивного дела области (далее – Управление) комиссией на основании результатов рассмотрения заявлений, допущенных к участию в конкурсном отборе претендентов, представленного ими расчета затрат и суммы, предусмотренной долгосрочной Целевой программы «Культура Тамбовской области 2012-2016 годы» на очередной финансовый год.

Каким же образом, в рамках утвержденных лимитов бюджетных обязательств, члены конкурсной комиссии должны определить размеры субсидий каждому из ее получателей, Порядок не регламентировал.

В соответствии с п.п. 22, 23 рассматриваемого нормативного правового акта предоставление денежных средств осуществляется Управлением единовременно после заключения соответствующего соглашения с победителями конкурсного отбора.

Вместе с тем, конкретные сроки перечисления субсидии Порядок не устанавливал.

Указанные обстоятельства влекли для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, что могло способствовать проявлению различного рода злоупотреблений, т.е. порождало коррупциогенный фактор- «широта дискреционных полномочий».

По результатам проверки прокурором области внесено требование.

Акт прокурорского реагирования рассмотрен и удовлетворен.

В сфере законодательства о государственной и муниципальной собственности прокурорами выявлено 9 нормативных правовых актов, содержащих 9 коррупциогенных факторов.

Проведенной антикоррупицонной экспертизой решения Тамбовской городской Думы от 28.09.2012 № 707 «О внесении изменений в Положение об аренде муниципального имущества городского округа-город Тамбов, утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 28.05.2009 № 641» (далее – Положение) прокурором Ленинского района выявлен коррупциогенный фактор «отказ от конкурсных (аукционных) процедур».

В нарушение требований закона Положение предусматривает передачу муниципального имущества в аренду всем физическим лицам, минуя конкурсную процедуру.

Прокурором района на решение Тамбовской городской Думы от 28.09.2012 № 707 «О внесении изменений в Положение об аренде муниципального имущества городского округа-город Тамбов, утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 28.05.2009 № 641» принесен протест.

Акт прокурорского реагирования рассмотрен и удовлетворен.

В 53 нормативных правовых актах в сфере землепользования, выявлено 53 коррупциогенных фактора.

В 16 нормативных правовых актах, затрагивающих вопросы государственной и муниципальной службы, установлено 16 коррупциогенных факторов.

Прокурором Никифоровского района выявлен коррупциогенный фактор «определение компетенции по формуле «вправе» в решении районного Совета народных депутатов от 08.08.2008 № 71 «О Положении «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в Никифоровском районе».

Положением установлено, что при замещении вакантной должности муниципальной службы в органе местного самоуправления Никифоровского района заключению трудового договора по решению его руководителя может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня кандидатов и их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Использование в нормативном правовом акте формулировки «может» предоставляет правоприменителю широкие пределы усмотрения, а при наличии корыстной или иной личной заинтересованности приводит к коррупционным проявлениям.

В целях исключения указанного коррупциогенного фактора прокурором района внесено требование об изменении решения районного Совета народных депутатов от 08.08.2008 № 71 (рассмотрено и удовлетворено).

Органами прокуратуры области продолжается работа по исключению коррупциогенных факторов из проектов нормативных правовых актов. В 334 из них по результатам антикоррупционной экспертизы выявлено 359 коррупциогенных факторов.

При этом 269 проектов нормативных правовых актов, затрагивали права, свободы и обязанности человека и гражданина, 8 – вопросы государственной и муниципальной собственности; 1 – государственной и муниципальной службы; 6 – бюджетного законодательства; 11 – налогового; 1 – лесного; 1 – водного; 7 – о землепользовании; 28 – градостроительного; 2 – о природопользовании.

К примеру, прокуратурой области направлено отрицательное заключение в Тамбовскую областную Думу на проект Закона области «О внесении изменений в Закон области «О статусе депутата Тамбовской областной Думы» ввиду того, что законопроект возлагал на органы местного самоуправления обязанность предоставления депутату областной Думы для осуществления его полномочий находящееся в муниципальной собственности помещение, оборудованное мебелью, необходимой оргтехникой и средствами связи.

Однако, в силу ст.ст. 14, 15, 16, 17, 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы распоряжения муниципальным имуществом относятся к полномочиям органов местного самоуправления, как его собственнику. Согласно указанным нормам вопросы обеспечения деятельности депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, в т.ч. предоставление им оборудованных муниципальных помещений, к вопросам местного значения не отнесены.

Кроме того, рассматриваемая норма законопроекта не отвечает требованиям ст.ст. 85, 86 БК РФ, поскольку проектом устанавливаются расходы муниципальных образований по предоставлению оборудованных служебных помещений депутатам законодательного органа субъекта РФ при отсутствии нормы об их компенсации (возмещении).

Ввиду изложенного, в указанной части законопроект порождал коррупциогенный фактор «принятие нормативного правового акта за пределами компетенции».

Доводы прокуратуры области признаны обоснованными, замечания учтены.

Соответствующая работа осуществляется прокурорами на системной основе.

 

 

Отдел по надзору за исполнение

законодательства о противодействии

коррупции

Прокуратура Тамбовской области
Уважаемые посетители!
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Порядок рассмотрения обращений граждан

Уведомления об экстремизме

Прокуратура вашего района

Область
MapTambovRegionПрокуратура Тамбовской областиПрокуратура г. Мичуринска Прокуратура г. Котовска Прокуратура г. МоршанскаПрокуратура Пичаевского районаПрокуратура Гавриловского районаПрокуратура Бондарского районаКирсановская межрайпрокуратура Прокуратура Уметского районаПрокуратура Инжавинского районаУваровская межрайпрокуратураПрокуратура Мучкапского района Прокуратура Жердевского районаПрокуратура Ржаксинского районаПрокуратура Сампурского районаПрокуратура Токаревского района Прокуратура Мордовского районаПрокуратура Знаменского районаРассказовская межрайпрокуратура Прокуратура Тамбовского района Прокуратура Сосновского районаПрокуратура Староюрьевского районаПрокуратура Первомайского районаПрокуратура Никифоровского района Прокуратура Мичуринского районаПрокуратура Петровского района
Тамбов
MapTambovCityПрокуратура по надзору за ИУ Прокуратура Ленинского районаПрокуратура Советского районаПрокуратура Октябрьского района

Защита прав предпринимателей


Прокуратура Тамбовской области
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна